Warning: Expiry date cannot have a year greater then 9999 in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 236

Warning: include(plugins/includescript01/includescript01.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 445

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'plugins/includescript01/includescript01.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php52/usr/share/pear:/opt/alt/php52/usr/share/php') in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 445
Сайт для семьи - Значение имени Ростислав
п»ї
США
Уточнить местонахождение
Паспорт дня

Значение имени Ростислав


Значение имени Ростислав

Ростислав

"возрастающая слава" (ст. — слав.). Женская форма имени — Ростислава



Тайна имени:
          В этом имени нашли свое отражение достаточная подвижность и даже некоторая порывистость. Обычно ребенок с таким именем растет легковозбудимым и непоседливым. Он быстро соображает, но очень не любит долго концентрироваться на одном деле. Легко зажигаясь интересом к чему — либо, он так же легко может остыть к нему, вплоть до полного равнодушия. Однако самая яркая черта Ростислава — это удивительное добродушие.
          Конечно, для очень подвижного человека особо характерны всевозможные конфликтные ситуации, однако при этом имя совершенно не склоняет Ростика сильно и долго переживать обиду. Больше того, не умея всерьез обижаться, ему частенько бывает трудно понять, почему люди обижаются на него самого. Просто каждый человек меряет окружающих по себе, и если Ростислав не замечает оскорбительности тех или иных действий или слов, то с легким сердцем может пустить их в ход во время какого — либо споpa или выяснения отношений. При этом не исключено, что в силу своей возбудимости он станет источником множества недоразумений, в то время как отходчивость и миролюбие будут заставлять его чувствовать себя виноватым. Это может стать даже причиной развития комплекса неосознанной вины. В этом случае Ростислав рискует, что на нем однажды начнут "кататься" все кому не лень, достаточно будет просто обидеться на него или, наоборот, дать ему возможность невольно нанести обиду, которую он, конечно же, попытается загладить.
          Трудно представить, сколько неудобств может принести Ростиславу такая позиция, ведь, так или иначе, невозможно прожить жизнь, чтобы все остались довольными. Здесь, впрочем, есть хороший выход, достаточно вспомнить, что заповедь "Не суди" относится не только к окружающим, но и к самому себе. Если Ростислав будет постоянно чувствовать себя в долгу перёд кем — то, то не так уж важно, есть ли на то основания или нет, однако у него попросту не останется времени на свои собственные дела. Что же, людям часто приходится отказывать, главное — научиться это делать спокойно и по справедливости.
          Впрочем, многие Ростиславы имеют прекрасное средство, позволяющее им обеспечить себе нормальную жизнь, — чувство юмора, являющееся следствием большой подвижности ума. При этом, что особенно хорошо, их ирония может быть не только внешней, но и внутренней. Особенно же благоприятно, когда в своем развитии Ростислав обретет те полезные качества, к которым имя его, увы, не склоняет, а именно: умение посвятить свое время одному какому — либо главному делу, уравновешенная твердость и способность иногда проявлять жесткость. Ростиславу с таким характером можно только по — доброму позавидовать.

Тайны общения:
          В случае с Ростиславом, скорее всего, не будет никаких особых секретов для нормального общения, разве что можно еще раз подчеркнуть его горячность в споре и быструю отходчивость. В остальном же для окружающих (но часто не для него самого!) его душевные качества будут очень приятны и полезны.

Астрология имени:
          Знак Зодиака имени: Рыбы.
          Планета имени: Венера.
          Цвет имени: серо — стальной.
          Благоприятное дерево имени: сосна.
          Заветное растение имени: незабудка.
          Покровитель имени: щука.
          Камень — талисман имени: жемчуг.

Православные именины:
          27 (14) мартаРостислав (в крещении Михаил) Мстиславич Киевский, Смоленский, великий князь. Святой Ростислав, великий князь Киевский, сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого (+ 1132, память 14 июня), брат святого князя Всеволода — Гавриила (+ 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века.
          С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.
          До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.
          Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.
          В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте — мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.
          Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что "сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске". Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был "строителем Церкви" в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.
          Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба (+ 1015, память 5 сентября). Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.
          В пятидесятые годы XII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок — Ольговичей и Мономаховичей.
          Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он — одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.
          После смерти брата Изяслава (+ 13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде — Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти (+ 1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.
          Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные "автокефальные" церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский.
          Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробленности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же "битвой" за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.
          Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрнй Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута — на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит — грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.
          Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.
          Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево — Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.
          Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным "спором о постах" ("леонтианская ересь"). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево — Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.
          Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев. "Если умру по дороге, — завещал он, — положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре".
          Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава — окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.
          24 (11) мая — Ростислав Великоморавский, князь. Князь Моравии, жил в IX веке. Способствовал распространению христианства среди славян св. Кириллом и Мефодием. Св. Ростислав первый среди своего народа оказал им высокую честь и глубокое сочувствие к их святому делу.

Молитвы для православных:
          27 (14) марта — День празднования Иконы Божией Матери Феодоровской, которой молятся при тяжелом течении беременности и трудных родах. Феодоровский Государев собор. Адрес: 189620, Санкт — Петербург, Царское Село, Академический пр., д. 34.
          Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Феодоровская”
          Молитва первая
          О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево, Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но Матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное, и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим вовеки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
          Молитва вторая
          О Премилосердая Госпоже, Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его на ны движимый и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
          Молитва третья
          К кому воззову, Владычице; к кому прибегну в печали моей; к кому привнесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастех, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческим; такождь от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоя, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надежда, Покров и Помощь и Заступление, радость и утешение и скорая во всем Помощница. О, чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.

Народные приметы:
          27 (14) марта — Федор Скотник. Линька у лошадей и коров. Скотину выводили на двор, мыли, чистили и заговаривали пытаясь защитить от нечисти и сглаза.
          Гром утром сулит урожайное и плодородное лето.
          24 (11) мая — Мокий Мокрый. Если восход солнца багряный, а днём пройдёт дождь, лето будет мокрое и грозовое.

Шаги в истории:
          Ростислав Иванович Захаров, капитан гвардейской артиллерии, был убит при Бородине 26 августа 1812 г. Он командовал батареей из восьми орудий на самом фланге левого крыла русской армии. Получив приказ перевести шесть орудий в резерв за недостатком снарядов, он возвратился к остальным двум орудиям, чтобы ободрять солдат к исполнению их обязанностей, и сказал бывшему при них поручику: "Завидую вам, вы будете еще сражаться за государя и любезное отечество". Потом обратился к солдатам, говоря: "Друзья! У нас еще довольно снарядов!" — и в это самое время поражен был ядром. Канониры со слезами подняли своего командира и понесли с поля битвы. Едва пришел он в себя, первая мысль его была — забота о пользе отечества: "Оставьте меня, друзья мои! Ступайте туда, где вы нужны, а меня кто — нибудь дотащит". Последними его словами были: "Побеждают ли наши? Отступает ли неприятель?"
          Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916 — 1980) — русский советский инженер — конструктор, лауреат Ленинской и Государственных премий, на заводе "Красное Сормово" создавший первые модели советского скоростного флота, равного которому не было в мире. Под руководством Ростислава Алексеева впервые практически воплощена идея движения судов на подводных крыльях. Появление скоростного теплохода "Ракета" (1957 г.) означало подлинный переворот в судостроении. Именем Ростислава Алексеева названа площадь в Нижнем Новгороде. На ней установлен один из отслуживших свой век "Метеоров", где открыт музей истории советского скоростного флота.

Совместимые женские имена:
          Александра, Ксения, Мария, Ольга, Сабина

Несовместимые женские имена:
          Ада, Аза, Ираида, Наталия, Фекла