Warning: Expiry date cannot have a year greater then 9999 in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 236

Warning: include(plugins/includescript01/includescript01.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 445

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'plugins/includescript01/includescript01.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php52/usr/share/pear:/opt/alt/php52/usr/share/php') in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 445
Сайт для семьи - Значение имени Алёна
п»ї
США
Уточнить местонахождение
Паспорт дня

Значение имени Алёна


Значение имени Алёна




Алёна

"светлая", "сияющая", "факел" (греч.). Алёна или Елена



Тайна имени:
          Пожалуй, главная особенность звучания имени Алёна (Елена) состоит в том, что оно начинается гораздо энергичнее, чем заканчивается. Больше того, по сути, в нем не наблюдается большого напряжения, однако контраст между заводным началом и спокойным окончанием способен резко усилить даже это незначительное напряжение. Примерно как горящая спичка, которую трудно заметить солнечным днем, зато в темноте ночи иной раз ее пламя видно даже за несколько километров. Обычно это приводит к тому, что в повседневном поведении Елены внимательный человек может уловить некоторую напряженность. Иногда это выражается в сдержанности Елены, быть может, даже в ее замкнутости, бывает же и наоборот, когда это не совсем понятное ей самой внутреннее возбуждение заставляет Лену держаться несколько вызывающе, как будто она только и ждет нападок со стороны окружающих.
          Конечно, такая черта поведения проявляется в характере Лены далеко не сразу, в детстве она обычно растет спокойным и ласковым ребенком, да, по сути, и остается таким, вот только с подросткового возраста все это начинает скрывать ее внутреннюю борьбу. Часто окружающие даже не догадываются, что большую часть времени Ленины нервы натянуты, а вот ей самой это может доставлять немало неприятных минут. Здесь кроется большая опасность, поскольку нервное напряжение вызывает усталость и даже душевную боль, и Елена невольно может начать воспринимать людей и окружающую жизнь как источник этой боли. У нее может складываться ощущение, что ее самолюбие если и не ущемляют, то, по крайней мере, готовы к этому, между тем как главный враг находится в ней самой и избавиться от него не так уж сложно. Просто надо не ждать от людей душевности, а попробовать начать первой, избавив свое самолюбие от излишней болезненности.
          Впрочем, это напряжение очень быстро исчезает, если Лена встречает человека, способного понять ее и полюбить, — тогда — то и проявляются ее истинные душевные качества Да и сама она, освободившись от неясной внутренней боли, нередко испытывает огромное облегчение, что делает ее любовь поистине бескорыстной и крепкой. При этом если, живя одна, Елена была склонна к некоторой лености, то в любви ее скрытые силы высвобождаются, что обычно не только делает из нее прекрасную хозяйку, но и дает возможность раскрыться ее талантам в какой — либо карьере. Вот только следует опасаться, чтобы неизбежные семейные конфликты снова не привели к росту напряжения в ее душе. Если это произойдет, то, увы, счастье окажется недолговечным.
          Интересно, что, если Елена сумеет найти источник душевного спокойствия в себе самой и избавиться от нервного напряжения, не боясь проявить свое доброе отношение к людям, она, во — первых, получит страховку от многих жизненных трудностей, а во — вторых, у нее будет шанс отыскать в себе удивительные, может быть, даже сверхъестественные способности, как это произошло с Еленой Блаватской и с Еленой Рерих.

Тайны общения:
          В общении с Еленой никогда не следует забывать, что, какова бы ни была ее маска, за ней скрывается ранимая и тонко чувствующая душа Проявите к ней немного тепла — и перед вами появится совершенно другой человек!

Астрология имени:
          Знак Зодиака имени: Близнецы.
          Планета имени: Меркурий.
          Цвет имени: серо — голубой.
          Благоприятное дерево имени: ясень.
          Заветное растение имени: астра.
          Покровитель имени: олень.
          Камень — талисман имени: халцедон.

Православные именины:
          3 июня (21 мая) — Елена Константинопольская, равноапостольная, царица. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня.
          С целью найти Крест Господень царица Елена в 326 г. отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Господень зарыт в землю на месте, где язычники воздвигли храм в честь Венеры. Когда по приказанию Елены сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью: "Иисус Назарянин, Царь Иудейский".
          Чтобы узнать, на каком из трех крестов распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, таким образом узнали крест Спасителя.
          Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: "Господи помилуй!".
          В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27 сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. Во время царствования Константина было восстановлено прежнее название города Иерусалима вместо нового, Юлия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117 — 138 гг.).
          Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).
          8 июня (26 мая) — Святой апостол Алфей (из числа 70 — ти) происходил из галилейского города Капернаума и был отцом апостолов Иакова Алфеева и Матфея.
          Святые мученики Аверкий и Елена, по преданию, были детьми святого апостола Алфея. За исповедание веры в Иисуса Христа святой Аверкий был привязан нагим среди пчельника и мученически скончался от укусов пчел. Сестра его, святая Елена, была побита камнями.
          24 (11) июля — Ольга (в крещении Елена), равноапостольная, великая княгиня Российская. "Начальницей веры" и "корнем Православия" в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: "Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!" При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.
          Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — "Повесть временных лет" называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: "И привели ему жену из Пскова именем Ольга". Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.
          Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился "в области Псковской" и, желая перебраться через реку Великую, увидел "некоего плывущего в лодке" и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть "светлым примером добрых дел" для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил "дивную в девицах" Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
          После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено "на дворе княжеском", второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
          Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных "хождениях" по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы "погостов". Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, "устанавливая дани и оброки", отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. "Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне". Погосты (от слова "гость" — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.
          Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла ... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения".
          Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла "к Ольге, на Вышгород" — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику ("страну городов"), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
          Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
          Автор "Степенной книги" пишет: "Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания". Преподобный Нестор летописец повествует: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа".
          Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги "хождением", оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. "Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге", — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении "О церемониях византийского двора" подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: "Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос".
          Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня".
          В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя — христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
          Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба "три пресветлых луча". Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: "Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем". На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор "Домом Святой Троицы". Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
          11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: "Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне". После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев "возненавидели Премудрость", как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. "Повесть временных лет" так повествует об этом: "Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним ... Ольга часто говорила: "Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться". Он же, не слушая сего, говорил: "Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!" Она же говорила ему: "Если ты крестишься, все так же сделают".
          Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: "Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет". Он же к тому еще и сердился на мать ... Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: "Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано". И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания".
          Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
          В 959 году немецкий хронист записывает: "Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников". Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, "щедро снабдив всем нужным", отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он "не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными". На обратном пути "некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности", — так повествуют летописи о миссии Адальберта.
          Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по — прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: "Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!" Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.
          Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда — то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: "Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню".
          "Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими". 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, "и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди". Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.
          Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
          Бог прославил "начальницу" веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
          Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
          Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
          Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
          Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
          Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает "святой". Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
          Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого "Факел"), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.
          Святыни и храмы: Церковь св. равноап. кн. Ольги в Михайловке. Адрес: Россия, С — Петербург, Петергоф, Михайловка, С. — Петербургское шоссе, д. 109.
          12 ноября (30 октября) — Елена Сербская, прп., королева. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме — могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков — богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года.
          Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях.
          Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи.
          Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

Молитвы для православных:
          3 июня (21 мая) — День празднования Иконы Божией Матери Владимирской, исцеляющей телесные и душевные недуги.
          Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Владимирская”
          О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
          Молитва Пресвятой Богородице пред иконою Ее, именуемой "Владимирския — Мироточныя"
          О Пресвятая Владычице Дево Богородице, надеждо и прибежище наше! Ты нам даровала сию, мироточием зде прославленную, Твою икону, пред неюже мы предстояще молимся: не отврати лица Твоего от нас, не отступи от нас за беззакония наша, но, яко Благая, приими нас под Свой покров. Огнь нечистоты и всякия скверны в нас морем благодати Твоея потопи, даждь нам познание собственных грехов и немощей, а человеческия хвалы — бегство. Жестокосердием и немилосердием ны отягченныя умягчи, даждь нам сопечаловатися ближним и памятозлобия избави, любовь сея жизни излишнюю и плотскаго покоя рачение отложи от нас, смерть же, суд, мучения, грешником уготованная, в памяти углуби, от всякия же злобы сердца наша отврати, да мирными усты прославим Тя, Владычицу нашу. Аминь.
          8 июня (26 мая) — Обретение мощей преподобного Макария Калязинского, около них исцеляются те, кто страдает душевными недугами, а также болезнями суставов, в особенности ног.
          24 (11) июля — День празднования Иконы Божией Матери Ржевской, которая прославилась чудесами исцелений от самых разных недугов.

Народные приметы:
          3 июня (21 мая) — Константин и Алена (Олена) Длинные Льны, они же Поздние Овсы, Леносейки. Елена Леносейка. Льносейка (леносейка), длинные льны, сей лён. Если ненастье, то и осень будет ненастной. Олены — ранние льны и поздние овсы.
          Олены — длинные льны, Елена — льняница. В этот день начинают сеять лен, ибо "посеешь на Олену лен, будут длинные льны".
          Льны — Олене, огурцы — Константину
          8 июня (26 мая) — День Карпа — карполова. "На Карпа хорошо коропы (карпы) ловятся", поэтому день удачный для рыбалки.
          Как и на Симона Столпника, советовали в этот день идти к цветущему шиповнику, дышать лечебным воздухом — всю худобу излечит.
          Под куст ставили горшки из — под молока: "избывала землица духоту из посуды, и молоко не скисало".
          Если в этот день много комаров — последние дни месяца будут тёплыми, но дождливыми.
          24 (11) июля — Ефимья Стожарница. Стоит жаркая погода. Страдно — грозовая пора.
          "Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя".
          Если в этот день дождь — хороший улов рыбы. к хорошему лову, также гром в постный день.
          Если солнечно — к урожаю зерновых культур.
          12 ноября (30 октября) — Зиновий Синичник, Зиновий и Зиновия. Синичкин день; в старину говорили: "Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной".
          Прилетают птицы — зимники — синицы, щеглы, снегири, сойки, чечётки, свиристели и др.
          Если синицы появляются стайками около домов — признак приближающихся грядущих холодов.
          Свистит синица — на ясный день.
          Синицы утром пищат — на ночной мороз.
          Зиновий — праздник охотников, выезжающих в этот день на первую порошу.
          Если на Зиновия волки стаями ходят — к голоду, мору или войне.

Шаги в истории:
          Елена Васильевна Глинская (? — 1538) — великая княгиня, вторая супруга великого князя московского Василия III, дочь литовского князя Василия Львовича Глинского — Темного. В 1508 году Глинский — Темный переехал в Москву и получил в вотчину Медынь. В доме отца Елена получила неплохое по тем временам образование. Это была натура, как мы бы теперь сказали, романтическая: не лишенная тщеславия, она все — таки мечтала о неземной любви. К сожалению, а быть может, и к счастью, поначалу судьба потворствовала лишь честолюбивым ее помыслам. К Елене Глинской, известной красавице своего времени, посватался великий князь московский! Первый брак Василия III, с Соломонией Сабуровой, был по бездетности расторгнут. В 1526 г. Елена вышла замуж. Супружество научило ее, что мечты не часто становятся явью. Князя она интересовала прежде всего как здоровая и красивая мать будущих детей. Впрочем, материнство было основным уделом женщин на Руси, за исключением, разумеется, монашества, а уж к этому Прекрасная Елена не чувствовала никакой склонности!
          Однако и с материнством было не все ладно. Прошло четыре года, а Елена никак не могла родить. Она была умная женщина и начала размышлять, что если обе жены одного и того же мужчины остаются бездетными, то, может быть, виновны вовсе не они? К этому времени относится дружба Елены Васильевны с Агафьей Телепневой, ставшей ее ближней боярыней. Брат Агафьи, красавец Иван Овчина — Телепнев, стал княжеским конюшим. А вскоре князь с княгиней отбыли на богомолье. После этой поездки Елена Васильевна сообщила, что беременна...
          У нее родилось двое детей: Иван и Юрий. Младший сделался родоначальником князей Белозерских, ну а старший вошел в историю России под именем Иоанна Грозного.
          Василий Ш полюбил свою жену и проникся восхищением перед ее умом и душой настолько, что в 1533 г. предсмертным распоряжением великого князя Елене Васильевне было поручено управление государством до возмужания старшего сына Ивана. Известия летописей об этом не отличаются точностью юридической формулировки, но правительственное значение Елены Васильевны явствует из того, что бояре обязывались приходить к ней с докладами. Поэтому время до ее смерти в 1538 г. носит название правления Елены. Оно отмечено борьбой с удельными князьями, братьями Василия III, Юрием и Андреем, для обоих окончившейся заточением (1534 и 1537).
          С этим временем также связаны возвышение и исключительная близость к Елене Васильевне князя, конюшего, боярина Ивана Федоровича Овчины — Телепнева — Оболенского. К правительнице через него обращались иностранные правительства. Ему была поручена ликвидация деликатного династического дела князя Андрея Ивановича Старицкого, с которым Иван Федорович, не имея на то полномочий, заключил примирительный договор, за что подвергся "словесной опале". Одни бояре отъезжали за границу (князь Семен Вельский), другие подвергались заточению (князь Михаил Львович Глинский)... Недовольство правительницей и самовластием Овчины — Телепнева в боярских кругах росло. Многие не стеснялись открыто заявлять, что у наследника престола, Ивана Васильевича, нет ни капли великокняжеской крови, настоящий отец его — Овчина — Телепнев.
          Впрочем, самой Елене были безразличны упреки в адрес ее фаворита. Единственное, о чем она не забывала даже ради своей любви, это о воспитании сына. Переменчивость нрава, страстная увлеченность всем новым, жажда знаний, влюбчивость и страстность — эти качества будущий царь Иоанн IV перенял от своей красавицы матери.
          К сожалению, Елена Глинская была прежде всего прекрасной женщиной, а потом уже царицей. В пятилетие ее владычества не было организовано устойчивой правительственной среды при малолетнем великом князе Иване; авторитет власти был расшатан.
          К регентству при малолетнем государе рвались многие, в том числе кружок Василия Шуйского. В ту пору в средствах для достижения цели не церемонились. Однажды, выпив клюквенного морсу, который ей поднесла любимая горничная девка, Елена Васильевна почувствовала необычайную сонливость. Когда Телепнев вошел в ее покои, она спала в кресле — воистину непробудным сном...
          Осторожные друзья советовали князю Ивану Федоровичу бежать немедленно. Однако смерть Елены повергла его в оцепенение. На похоронах он и сам напоминал мертвеца и все не отпускал от себя Ивана — младшего... Страх за свою жизнь перестал для него существовать. Безропотно он позволил отправить себя в узилище. Прошло едва ли семь дней после смерти правительницы, а кружок Шуйского уже взял немалую власть при малолетнем царевиче!
          Князь Иван был обречен. Официальная версия та, что его уморили в темнице голодом. Однако некоторые современники считали, что он сам отказывался принимать пищу, решив покончить счеты с жизнью. Так или иначе, будущий царь после его смерти окончательно осиротел и теперь всецело зависел только от собственной судьбы.
          Алёна (Елена) Евгеньевна Апина (Лёвочкина) — 23 августа 1964 года рождения, российская эстрадная певица, Заслуженная артистка Российской Федерации (2002).
          Алёна Александровна Хмельницкая — 12 января 1971 года рождения , ур. г. Москвы, российская актриса и с 27 августа 1993 года супруга кинорежиссёра и актёра Тиграна Кеосаяна.

Совместимые мужские имена:
          Авраам, Андрей, Артемий, Богдан, Болеслав, Викентий, Вальдемар, Вячеслав, Гавриил, Герасим, Гордей, Давид, Дмитрий, Емельян, Игорь, Иннокентий, Иосиф, Исаакий, Кирилл, Клемент, Кондрат, Кузьма, Лукьян, Любомир, Макар, Мануил, Марат, Матвей, Михаил, Мстислав, Натан, Наум, Памфил, Платон, Прокофий, Родион, Роман, Руслан, Савелий, Севастьян, Станислав, Тимофей, Тихон, Трофим, Федот, Фома, Ярослав

Несовместимые мужские имена:
          Александр, Анатолий, Антон, Вадим, Василий, Герман, Григорий, Евгений, Иван, Марк, Николай, Олесь, Петр, Рафаил, Степан, Тарас, Юлий