Warning: Expiry date cannot have a year greater then 9999 in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 236

Warning: include(plugins/includescript01/includescript01.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 445

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'plugins/includescript01/includescript01.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php52/usr/share/pear:/opt/alt/php52/usr/share/php') in /home/tvinpix/users/tvinpix-nm/www/htdocs/system/common.php on line 445
Сайт для семьи - Значение имени Михаил
п»ї
США
Уточнить местонахождение
Паспорт дня

Значение имени Михаил


Значение имени Михаил

Михаил

"равный", "подобный Богу" (др. — евр.). Михаил или Микаэль. Майкл (Великобритания), Микаил (Арабские страны), Михель (Германия), Мигель (Испания) или Мишель (Франция)



Тайна имени:
          Маленького Михаила можно увидеть в детском хоре. У него хороший слух, к тому же он очень компанейский мальчик. У воспитателей и учителей с ним нет хлопот. Миша старается все делать правильно и хорошо.
          Михаилы наделены логическим складом ума. Могут успешно работать учителями, адвокатами, среди них есть военачальники. Быстро ориентируются в незнакомой обстановке, уравновешенны, но критику воспринимают болезненно. Любят животных, редко обходятся без кошки или собаки в доме. Дети чувствуют доброту Михаила, он же любит играть с ними, ни в чем не отказывает, балует дорогими игрушками. С удовольствием проводит время на садовом участке. Плохо переносит одиночество. Терпеливо ухаживает за престарелыми родителями, капризы стариков не раздражают его. С Михаилом легко общаться, просто мириться... Жене не стоит долго сердиться на него — ее муж высоко ценит в женщине незлобивость и отходчивость. Михаил щедр и не мелочен. Пьет немного, выпив, становится сентиментальным и в порыве чувств может отдать все, что у него есть. На вечеринках Михаил ведет себя раскованно, шутит, поет песни, он, что называется, "душа компании". Любит чуть — чуть покрасоваться. В женщине для него главное — доброта, грубых женщин он избегает. Ревнив и с трудом скрывает свою ревность.

Тайны общения:
          При всем своем спокойствии нередко Михаил любит затевать всевозможные споры, в которых частенько либо горячится, либо довольно удачно иронизирует. Тем не менее едва ли будет логично, если и вы ответите ему тем же, гораздо уместнее признать не его правоту, а его право на такую точку зрения, если она, конечно, не связана с личными оскорблениями. Не стоит также забывать, что среди Михаилов мало злопамятных людей.

Астрология имени:
          Знак Зодиака имени: Весы.
          Планета: Сатурн.
          Цвет имени: синий.
          Благоприятное дерево: липа.
          Заветное растение: земляника.
          Покровитель имени: медведь.
          Камень — талисман: зеленая яшма.

Православные именины:
          3 января (21 декабря)Михаил (Киселев), священномученик, протоиерей.
          8 января (26 декабря)Михаил (Смирнов), священномученик, диакон.
          24 (11) январяМихаил Клопский, Новгородский, Христа ради юродивый.
          29 (16) апреля — Михаил Вурлиот, мч. Святой мученик Михаил Вурлиот родился около 1754 года в семье ремесленников. Мальчик рос набожным, но характер его был неустойчив.
          Статный и красивый юноша обратил внимание содержателя кофейни в городе Смирне. Турок обласкал его и убедил принять магометанство, чтобы работать в кофейне. Юноша согласился и с удовольствием стал исполнять службу. Но вот наступила Святая Пасха, и он услышал торжествующую песнь христиан: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" Всей душой почувствовав, что и он — Христов, что и его Господь призывает в Свою радость, юноша подошел к певшим, но услышал упреки в отступничестве. "Завтра же вы увидите, кто я такой", — грустно сказал он христианам.
          Немедленно он направился к мусульманскому судье и спросил, законен ли обмен свинца на золото? Если обмен совершен обманом, то можно ли обманутому взять назад золото? "Можно и законно", — ответил судья магометанин. "Если так, — сказал святой Михаил, — возьми назад свой свинец, который ты отдал мне за золото, — возьми назад свою веру и возврати мне мое золото — веру моих отцов". После этих слов мученик открыто исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, Судией живых и умерших.
          Турки заключили исповедника в тюрьму, а через два дня отсекли голову (+ 1772). Его тело три дня лежало без погребения и осталось неповрежденным. Турки бросили его в море, но корабельщики достали тело и похоронили в храме святой Фотинии.
          3 июня (21 мая) — Михаил Муромский, князь. Князь Константин (Ярослав Святославич) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь не оставил однако мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру, с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.
          Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве. В распространении Христовой веры блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 г. князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.
          28 (15) июня — Михаил Киевский и всея Руси, митрополит. Митрополит Михаил родом из Сирии. В 988 году, во время крещения Владимирова, он был прислан к великому князю в Корсунь патриархом Цареградским Николаем Хрисовергом. Из Корсуни прибыл митрополит в Киев, вместе с великим князем Владимиром. Михаил был ревностный распространитель христианства; проходя обширные страны, он насаждал семена веры Христовой. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево — Златоверхо — Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам — основание монастыря Киево — Межигорского. Михаил везде, где только мог строить церкви, ставил священников и диаконов и ниспровергал идолов. Летописи говорят, что народ, прилепленный к древнему суеверию, не без прискорбия смотрел на сокрушение своих идолов, и когда бог их Перун брошен был в Днепр, то толпа, бежавшая за своим идолом, кричала в след: Перуне, выдыбай! т. е. выплывай. Истукан, стремлением вод несомый, якобы повинуясь гласу вопиющих к нему, пристал к берегу при самом том месте, где после, в XI столетии, был построен монастырь и назван Выдубицким. Св. Михаил скончался в Киеве; мощи его почивают в великой соборной Печерской церкви открыто. В надписи при раке его на решетке изображено, что святитель сей преставился в 992 году, погребен в Десятинной церкви; что при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру; а по представлению архимандрита Романа Копы и по именному указу 23 июля 1730 года, перенесены 1 октября того же года в великую церковь (Печерскую). Когда св. Михаил причтен к лику угодников, неизвестно: полагать надобно, с самого перенесения мощей его в пещеры, ибо в списке преподобных Антониевой пещеры значится он и у Кальнофойского в 1638 г.; и в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 г., в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено имя его, как и доныне печатается в сем каноне; но в общих месяцесловах его не было, как и прочих преподобных Печерских. Уже указами св. синода 15 июня 1762 г., 18 мая 1775 г. и 31 октября 1784 г. дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом св. синода 6 августа 1795 г. поведено было сочинить и обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях. Михаил почитается первым Киевским митрополитом. Некоторые летописи называют его вторым, а первым грека Леонтия или Леова; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта (1037 г.). До XIII века митрополиты жили постоянно в Киеве. Опустошение этого города заставило их перенести престол митрополии во Владимир на Клязьму, а потом, в начале XIV века, в Москву, где и правили они российскою церковью, до установления патриаршества (1589 г.). Митрополиты Всероссийские именовались сперва Киевскими и всея России. По установлении патриаршества Киевские митрополиты, по причислении их к Российской иерархии, занимали первое место после патриархов.
          13 июля (30 июня) — Михаил, мч., садовник. Мученик Михаил садовник пострадал от турок за исповедание христианской веры в Афинах в 1770 году.
          25 (12) июля — Михаил Малеин, игумен. В миру Мануил, из рода Малеиных, сын благочестивых и богатых вельмож, молитвами испрошенный ими у Бога, родился около 894 г. в Харисанской области в Каппадокии. Преподобный с детства отличался благочестием и любовью к наукам. С особенным вниманием он изучал Св. Писание. Получив прекрасное образование, он занял значительную должность при дворе императора Льва Мудрого (886 — 911 гг.). Но после его кончины св. Михаил последовал давнему влечению своего сердца к монашеской жизни и оставил шумную и суетливую жизнь при дворе.
          Преподобный Михаил отправился в Вифинию, в Киминский монастырь близ Афона, и стал подвизаться под руководством старца Иоанна Еладита, который и постриг его в монашество. Непрестанно поучаясь в Св. Писании, святой достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар прозорливости. Он был очень сострадателен и человеколюбив. Не мог оставить без помощи и утешения находившегося в нужде и печали, и по его горячим молитвам совершилось много чудес.
          После многих иноческих подвигов под руководством старца преподобный Михаил испросил у него благословение на уединенную жизнь в пещере. Пять дней недели проводил он в молитвенном делании и только на субботу и воскресенье шел в монастырь для участия в богослужении и причащения Святых Тайн. Примером высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих, искавших спасения. Тогда преподобный Михаил основал в пустынном месте, носившем название Сухого озера, монастырь со строгим уставом, а сам ушел для подвигов в более отдаленные пределы и там снова основал монастырь. Вскоре вся Киминская гора покрылась иноческими обителями, где неустанно возносились молитвы за весь мир к престолу Всевышнего.
          Соименный Ангелу, преподобный Михаил жил по — ангельски; не изменяя правилам воздержания до последнего издыхания, он постоянно постился, исключая то время, когда был болен, или был Господский праздник, или когда принимал какого — либо славного вельможу. Первоначально, когда он сделался монахом, он принимал пищу один раз в два дня, потом в середине подвижнической жизни ел только раз в пять дней, под конец жизни, особенно в св. Четыредесятницу, ел однажды в 12 дней. Одежда святого была бедная и суровая.
          Под руководством преподобного Михаила учился монашескому деланию и преподобный Афанасий (+ 1000 г.; память 5/18 июля), будущий основатель знаменитой Афонской лавры. Скончался преподобный Михаил в 962 году.
          3 октября (20 сентября), 27 (14) февраля — Михаил Всеволодович Черный, Черниговский, мч., князь. Около середины XIII века (1237 — 1240 г.) Россию постигло нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переяславль, Чернигов, Киев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.
          Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисхана. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.
          Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суровых обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавшего в Орде в 1246 году.
          Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали с князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: "Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари".
          Узнав об этом, Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: "Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!" Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец отсекли ему голову. Последнее слово его было: "Я христианин!" После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.
          В начале XIV века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем, ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, — и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской Церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри Русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.
          21 (8) ноября — Михаил, архангел. Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово "ангел" на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка "архи" к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
          Имя Михаил — на еврейском значит "Кто, как Бог". Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по — видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19 — 26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: "Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго" (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.
          Архангел Михаил в Писании именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против Диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование "архистратиг", т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона — Диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый Диаволом и сатаною". Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике Диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7 — 9; Лк. 10, 18).
          В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26 — 28; 4 Цар. 19, 35).
          Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим Диавола. В начале IV века Церковь установила праздник "Собора" (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.
          23 (10) ноября — Михаил (Арефьев), мч. Мученик Михаил (Михаил Павлович Арефьев) родился 27 июня 1865 года в городе Калуге. До 1917 года Михаил Павлович был приказчиком и доверенным лицом одного из калужских фабрикантов. Будучи глубоко верующим человеком, он в 1928 году вошел в состав церковного совета Одигитриевской церкви в Калуге. В октябре 1937 года власти арестовали его. На допросах Михаил Павлович не признал себя виновным в возводимых на него обвинениях.
          19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле.
          Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
          5 декабря (22 ноября) — Михаил Ярославич Тверской, великий князь. Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, — он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
          В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: "Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!" Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: "Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя". Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.
          Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.
          Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.

Народные приметы:
          3 января (21 декабря)Пётр Полукорм.
          24 (11) января — Федосей Весняк. Коли на Феодосия тепло, то весна будет ранней, но дождливой.
          Оттепель сулит затяжную весну.
          Стужа — к позднему и трудному посеву яровых хлебов.
          27 (14) февраля — Кирилл. Хорошая погода на Кирилла сулит морозы.
          Бабьи взбрыксы (в старину на Руси этот день повитухи принимают с гостинцами женщин, у которых они принимали роды).
          29 (16) апреля — Ирина (Арина) рассадница. На Ирину — рассадницу сей капусту, огурцы на рассадниках. Ольха цветом обвисает. Полая вода подмывает берега.
          3 июня (21 мая) — Константин и Алена (Олена) Длинные Льны, они же Поздние Овсы, Леносейки. Елена Леносейка. Льносейка (леносейка), длинные льны, сей лён. Если ненастье, то и осень будет ненастной. Олены — ранние льны и поздние овсы.
          Олены — длинные льны, Елена — льняница. В этот день начинают сеять лен, ибо "посеешь на Олену лен, будут длинные льны".
          Льны — Олене, огурцы — Константину.
          28 (15) июня — День Фита и Амоса. Пришёл Амос — овёс пошёл в рост.
          На Фита соловей замолкает, а дождь на Фита — плохо для жита.
          Кто сеет после этого дня, тот прост бывает — хлеб не вызревает.
          13 июля (30 июня) — Макушка лета. "Макушка" лета через прясла глядит. Хоть на куст сено вешай — не высохнет.
          Если кукушка кукует после Петрова дня, то, значит, лето будет хорошее и долгое, а до снега ещё долго.
          "Овёс до половины дорос".
          25 (12) июля — Прокл — плакальщик. На Прокла поле от росы промокло. Пришёл Прокл — зацвела вода.
          Ночь без росы и тумана в низинах предвещает ненастье.
          Сильная утренняя роса — к хорошей погоде.
          Прокловы великие росы — лучшее средство от сглазу и от призору.
          Появление жёлтых листьев на деревьях летом — предвестник ранней осени.
          До Прокла нужно высушить сено грядушками.
          Сильная роса и туман на утро предвещают сухой и жаркий остаток лета.
          3 октября (20 сентября) — Астафьев (Евстафьев). Астафьев (Евстафьев) день знаменит своими ветрами.
          По направлению дующего в этот день ветра судят о предстоящей погоде: "На Астафья примечай ветры: северный — к стуже, южный к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру".
          "На Астафья туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет".
          "Ветряк дует всяк, дуют ветры — листобои".
          21 (8) ноября — Михаил, Михайлов день. Михайловы оттепели, михайловские грязи. Со дня Михаила Архангела зима морозы куёт.
          Коли на Михайлов день иней — жди больших снегов, если день начинается туманом — быть оттепели.
          С Михайлова дня скот загоняют на зимний корм.
          Михайлов день — весёлый и сытый праздник.
          23 (10) ноября — Ераст и Родион. В старину говорили: "С Ераста жди крепкого наста". Если на Ераста солнце, да с хорошим обильным снегом, то у человека рождённого в этот день будет всего гораздо: и жизни, и удачи, и силы.
          5 декабря (22 ноября) — Прокоп (Прокопий. Прокопьев день. Вехостав. Прокоп зимний). "Прокоп зимний дорогу прокопает, Прокоп перезимый (12 марта) дорогу рушит".
          "Пришёл Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает — дорогу копает".
          Вехостав — установление вешек вдоль дорог, указывающих путь, — в старину считалось, что с Прокопа устанавливается санный путь.
          Перед снегом ночь бывает особенно тёмной.

Шаги в истории:
          Архангел Михаил — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг. В христианстве Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.
          Михаил Фёдорович Романов (1596 — 1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года, что закрывало период Смутного времени. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урождённой Шестовой). Приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Фёдору I Иоанновичу.

Совместимые женские имена:
          Александра, Алёна, Борислава, Варвара, Вера, Гера, Елена, Клара, Клариса, Лидия, Марина, Нина, Пелагея, Раиса, Римма, Тамара

Несовместимые женские имена:
          Оксана, Ольга, Софья